Почти каждый год транспортное лобби начинает рассказывать, что нужно срочно поднимать стоимость проезда иначе в городе наступит транспортный коллапс.
Давайте разберемся во всех нюансах.
1) Для поднятия стоимости проезда перевозчики передают свои расчеты тарифа в Департамент транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровского городского совета, после чего департамент должен проверить эти расчеты. В нашем случае за это отвечает заместитель директора департамента – начальник управления транспорта Лещенко А.Н. Сейчас перевозчики подали расчеты на повышение тарифов, в которых всячески завышают свои расходы и уменьшают свои доходы. Мы просмотрели часть расчетов и обратили внимание на следующие моменты:
а) Согласно расчетам предприятия ООО “Автотранссервис”, в среднем за одну поездку на больших автобусах (Лоцман) №121 проезжает 20 человек, а по маршруту №120 – 14 человек (жители “Победы” оценят). Также на 120 маршруте по расчетам перевозчика за год сократилось число пассажиров на 30 000 с 131874 в 2017 году, до 101412 в 2018 году. https://bit.ly/2RkTnHi https://bit.ly/2RUT3UF https://bit.ly/2FWSL9A
б) Амортизация автомобилей MB Sprinter на маршрутах №51 и №56, которые обслуживает АТП 11205, составляет 5,6 тыс грн, при этом расходы на обслуживание – от 13 до 17 тыс грн, при средних расходах на техническое обслуживание аналогичных машин по другим предприятиям от 1,2 до 3 тыс грн. https://bit.ly/2Us1KTs и https://bit.ly/2HFc48Z
в) Согласно расчетов компании Зигфрид М, по маршруту №141 ездят Спринтеры с 5-ю колесам. Можно бы вспомнить детскую загадку о машине с пятью колёсами, одно из которых не крутится, но согласно расчётов все колёса используются постоянно. https://bit.ly/2RTqWFs
г) Не обходится и без откровенного мошенничества – так, согласно расчетам предприятия ООО “Автотранссервис”, расход топлива по маршруту №66 у Спринтера составляет 36,6 л на 100 км, при реальном 11-13,5 л на 100 км. Неудивительно, что с таким расходом топлива расчётный тариф вышел значительно больше 10 грн. https://bit.ly/2MInlEA
д) Административные расходы и расходы на фонд оплаты труда административного персонала на автопредприятиях Игрек и Автотранссервис делили не на все машины автопредприятий, а на конкретный маршрут. Как следствие – завышение в 5-10 раз. https://bit.ly/2MInlEA https://bit.ly/2DG7t2r
И подобных несоответствий огромное количество по каждому из проверенных нами маршрутов. Вывод напрашивается лишь один – управление транспорта департамента транспорта и транспортной инфраструктуры либо не проверяет расчёты, которые подают перевозчики, либо делает это халатно, больше доверяя словам перевозчиков, чем цифрам.
Часть маршрутов которые мы считали можно посмотреть тут https://1drv.ms/f/s!AogS_Yo6UwyvjVD9blKasyfSjq9c
2) Второй шаг который необходимо сделать при повышении цены проезда – это вывесить на обсуждение анализ регуляторного влияния (АРВ).
В опубликованном АРВ одной из основных причин поднятия тарифа является поднятие стоимости дизельного топлива. В документе фигурирует цена дизельного топлива в 31 грн за литр., при этом сейчас на заправках цена ДТ около 28 грн., а на опте и вовсе 27 грн. С учетом того, что документы опубликовали 22 января, цена топлива явно неактуальная. Среднюю стоимость топлива на рынке в конкретный день можно увидеть, например, тут https://finance.i.ua/fuel/ По данной статистике видно, что в день публикации АРВ стоимость топлива находилась на том же уровне, что и год назад во время прошлого повышения тарифа.
Департамент в данном документе допустил много неточностей и не оперировал фактами..
Сам документ департамента тут – http://bc.dniprorada.gov.ua/…/arti…/1688/ARV+M-TEST_2019.pdf
3) Третья, проблема которая не решается годами, – это отсутствие современной транспортной сети. Для построения сети, оптимальной с точки зрения удобства пассажиров и расходов на её содержание, необходимо провести замер пассажиропотока, чтоб было понятно сколько людей ездит из точки А в точку Б и так по всему городу. Также эти расчеты можно использовать для проверки расчетов перевозчиков при поднятии тарифов. Городские власти, к сожалению, так и не смогли сделать объективные замеры. Последний подобный документ был принят осенью 2018 года, но сам документ был основан на данных 2009-2011 и вызывает большие вопросы.
4) И один из важнейших аспектов в ценообразовании – устаревшие автобусы и “Спринтеры” на дорогах города. Прекращение обновлений автобусов во многом связано с отсутствием конкурсов на маршруты. На 50% маршрутов перевозчики ездят без действующих договоров. Фактически департамент транспорта единолично решает, кому где ездить без каких-либо законных прозрачных процедур. Пока у перевозчиков не будет 5-летних договоров, вероятность того, что они будут вкладывать деньги в приобретение автобусов и обновление автопарка критически мала. К сожалению, городская власть продолжает замалчивать этот вопрос. В нарушение законодательства с 2015 года в г.Днепр не проводятся конкурсы.
Что нужно сделать и что мы предлагаем:
1) На ряде маршрутов возможно и стоит пересмотреть стоимость проезда, но однозначно не на всех маршрутах города, потому мы призываем всех небезразличных жителей Днепра в рамках прохождения процедуры повышения тарифов написать письмо в департамент. В письме просить не повышать тарифы на проезд на ваших маршрутах, а также запросить у департамента расчет стоимости перевозки по вашему маршруту.
Пример анкеты тут: https://1drv.ms/w/s!AogS_Yo6UwyvjVzr4veHprp0cwNV
Чистый бланк тут : https://1drv.ms/w/s!AogS_Yo6UwyvjV04o7YnI0Jl_9FP
Отправлять письма с анкетой необходимо на два почтовых ящика admintrans@dniprorada.gov.ua и vrp@dmr.dp.ua. Согласно законодательству, повысить тариф смогут только после того, как ответят на все подобные письма. Поэтому чем больше будет писем, тем больше будет времени на общественное обсуждение тарифообразования.
2) Обратиться к своему детутату (найти депутат по округу можно тут http://deputy.ci.org.ua/dnipro) и спросить, проверял ли он расчеты на проезд на маршрутах, которые вам интересны и может ли он предоставить информацию о развитии транспортной сети города, а также когда будет конкурс на перевозки и обновление подвижного состава. (Фейсбуки депутатов тут https://1drv.ms/w/s!AogS_Yo6UwyvjV7YK3iRCkRN7HKy
***
Эта публикация была создана при финансовой поддержке Европейского Союза. За содержание публикации ответственность несет ГО «Платформа Громадський Контроль». Содержание публикации не является отражением официальной позиции Европейского Союза.
Дякую!
Тепер редактори знають.