Гендерное равенство – МИФ или реальность?

Конституция Украины декларирует равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, что позволяет лицам обоих полов принимать равное участие во всех сферах жизнедеятельности общества.

В 2016 году Украина ратифицировала Резолюцию №1325, принятую в 2000 году Советом Безопасности ООН «Женщины, мир, безопасность». Это первая Резолюция Совета Безопасности ООН, в которой была отражена важность роли женщин в предотвращении и урегулировании конфликтов, в целях поддержания мира и безопасности. Совет Безопасности ООН отмечает важность участия женщин в разрешении конфликтов, мирных переговоров и восстановлении после конфликта, и самое немаловажное – поддержание мира. В 2018 году правительство утвердило Государственную социальную программу обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2021 года, учитывающую рекомендации ООН.  Её внедрение является одним из условий ассоциации с ЕС.

В конце 2018 года вступил в силу Закон Украины «О равных правах мужчин и женщин в украинской армии». Кроме того, во исполнение данного Закона принято соответствующие законодательные акты по выравниванию прав женщин и мужчин в ВСУ. Это предполагает, что женщины могут служить практически на всех должностях, которые ранее занимали только мужчины.

Данные изменения в законодательстве направлены на то, что женщины, как и мужчины, смогут служить до 45 лет на должностях рядовых и сержантов, а женщины из высшего офицерского состава – до 60 лет.

Всё это красиво звучит и читается на бумаге, а что же происходит в реальной жизни?

Ярким примером может служить тот неоспоримый факт, когда женщины проходили и проходят службу в Украинской Армии, в том числе и в горячих точках нашей страны.

К примеру, с первых же дней конфликта в зоне АТО женщины принимали и принимают непосредственное участие в военных действиях на передовой, проходят службу гранатомётчиками, снайперами, медиками.

Но вот только в реальной действительности женщины, проходящие службу, зачастую оформлены как телефонисты, радисты или телеграфисты, несмотря на то, что плечом к плечу с мужчинами рискуют изо дня в день своей жизнью.

Спустя почти два года после начала конфликта в зоне АТО украинские власти, в том числе и благодаря ратификации Резолюции ООН, обратили своё внимание на гендерное неравенство, неспешно начав приводить в жизнь статьи Конституции Украины и положения Резолюции ООН, оформляя женщин и девушек, воюющих в зоне конфликта, снайперами, гранатомётчиками, наводчиками и т.д.

Хотелось бы отметить тот факт, что теперь женщины, как и мужчины, пройдя службу в горячих точках, получают удостоверение участника боевых действий, что ранее в Украинской Армии было невозможно. Ведь считалось, что женщины в Украине не бойцы и Родину защищать не могут.

 Мнение эксперта: Военный юрист Инна Заворотько в эфире военного радио Військове радіо «Армія FM» прокомментировала в целом роль и влияние изменений в законодательстве Украины 2018 года на дальнейшую службу женщин в украинской армии. 

 Она упомянула положительные тенденции, являющиеся следствием законодательных изменений в Устав внутренней службы ЗСУ и в Закон Украины «О военной службе и военном долге».  Так же юрист Заворотько отдельно остановилась на одной из главных проблем с которой сталкивается в армии женщина-военнослужащий, а именно проблемой не уставных отношений и проконсультировала куда в таком случае за помощью может обратиться женщина.

  Так же военный юрист подчеркнула, что одной из проблем на сегодняшний день являются дискриминационные нормы против мужчин в разрезе социальной защиты, а именно по уходу за ребенком возрастом до 14 лет. Эксперт заметила, что хотя в законодательстве и прописано, что льготы социальной защиты женщин, охраны материнства распространяются на родителей из числа военнослужащих, воспитывающих детей без матери, это означает, что только в мирное время мужчина может уйти в отпуск по уходу за ребенком.

Собственно говоря, на этом положительные сдвиги и заканчиваются.

Женщины в нашей стране, работая наравне с мужчинами, всё ещё получают меньшую заработную плату (женщины в Украине зарабатывают в среднем на 26% меньше, чем мужчины), их менее охотно берут на работу, подозревая, что женщины могут уйти в декрет, хотя такой возможностью вполне могут воспользоваться и мужчины. Для того, чтобы достигнуть определённых высот по карьерной лестнице, женщине необходимо приложить в 2 раза больше усилий, чем мужчине, преодолеть предрассудки и предубеждённости в отношении неравенства полов. Есть категории специальностей, традиционно относящиеся исключительно к мужскому полу, и подобные случаи гендерного неравенства можно перечислять долго.

Общее соотношение мужчин и женщин среди руководителей организаций и предпринимателей – от 60% до 40%. Частное предпринимательство в Украине является наиболее приближённым к гендерному балансу. С другой стороны, женщины гораздо реже являются руководителями предприятий или организаций (в частности правительственных и различных неправительственных организаций). Среди руководителей предприятий женщины составляют около 40%.

Мы хотим предоставить для сравнения статистику в цифрах по состоянию на январь 2018 года.

 

Но давайте зададим себе вопрос: ситуация с гендерным неравенством является следствием неудачной государственной политики в этой области?

Или частично корень проблемы заключается в нашем патриархальном обществе, в его социальном устройстве, в глубоко укоренившихся гендерных стереотипах? В генетической памяти о роли женщины в обществе, которую не искоренить так быстро (за несколько десятков лет), формально прописав определение гендерного равенства в статье Конституции и ратифицировав Резолюцию ООН?

По нашему мнению, государство Украина не достаточно предпринимает усилий для того, чтобы разрушить миф о гендерном равенстве и сделать его действительностью.

А пока проблема гендерного равенства является проблемой в наших с вами головах, выступая препятствием в достижении равноправия мужчин и женщин, единственным днём женщины будет оставаться 8 марта.

Константин Пузырь