Два года индульгенции за нарушения в ProZorro

Принятие законов не означает их выполнение. Мы решили на одном из примеров разобраться, как чиновники умышленно делают саботаж.

За последние два года (2016-2017) в Украине завершилось надпороговых закупок в ProZorro на сумму более 500 млрд.грн. Надпороговые закупки – это закупки свыше 200 тысяч для товаров и услуг и свыше 1,5 миллиона для работ. Сейчас есть высокий риск того, что все нарушения в закупках за эти два года так и останутся без внимания проверяющих структур. По закону проверять закупку должны Госаудитслужба и Счетная палата. По распределению обязанностей на Госаудитслужбу приходится проверка 95% всех закупок в стране. Далее – о них.

Согласно закону есть 4 вида финансового контроля (проверок): финансовый аудит, проверка закупок, инспектирование и мониторинг закупок. Но, как оказалось, на данный момент ни одну проверку нельзя провести, если проверка касается закупок через ProZorro. Хотя Закон о ProZorro (публичных закупках) был принят еще в декабре 2015 года, правки в нормативную базу, как это предполагает закон, до сих пор не приняты.

Например, во всей нормативной базе, включая внутреннюю документацию аудиторов, до сих пор фигурирует фраза “государственные закупки”, хотя они уже давно называются по-другому – публичные закупки.

На слайде к публикации изображено, какие документы нужно изменить, чтобы проверки наконец заработали. Как видите, на данный момент необходимо вносить изменения или создавать с нуля 8 нормативно-правовых актов, но на сайте Госадитслужбы опубликованы проекты только 2-х из них. Что с остальными – вопрос.

Судя по ответам на наши обращения в Госаудитслужбу можно четко проследить заинтересованность руководства службы в изменениях. В письменных ответах руководитель говорит, что ряд документов они планируют менять, а еще часть нормативно-правовых актов аудиторская служба начнет разрабатывать в 3-4 квартале, а когда их примут – совершенно непонятно (подробнее здесь: https://1drv.ms/f/s!Au40BbHMtYfaoT60qHe0MWuNdG6o).

Отметим, что инициировать принятие новой нормативно-правовый базы должна именно Госаудитслужба, и ответственность за ее отсутствие несет ее руководитель г-жа Гаврилова, которой, кстати, недавно предъявлено подозрение в незаконном обогащении.

Если посмотреть годовой отчет госадитслужбы, то увидим неутешительные цифры: http://dkrs.kmu.gov.ua/kru/doccatalog/document?id=137542

Так, за весь 2017 год по нарушениям в закупках аудиторы выиграли целых 28 из 168 рассмотренных судами дел. При этом протоколов по статье 164-14 (основная для нарушений в закупках) составили 230 штук (здесь подробнее: https://1drv.ms/u/s!Au40BbHMtYfaoUIzvzKPUY0AzMnw).

Согласно этому же отчету и официальным ответам, которые получила наша организация, за весь 2017 год аудиторы проверили 63 государственных закупки и 3173 публичных закупки (подтверждение: https://1drv.ms/f/s!Au40BbHMtYfaoT2HVKAey8eBDgZq). Это всего лишь по 11 закупок в месяц на одну область. Даже неопытный аналитик успеет проверить такое количество тендеров не более, чем за пару дней. С учетом того, что за год проходит более 100 000 закупок, такая результативность аудиторов совершенно не будет страшить нарушителей. К примеру, за 2017 год прошло прошло более 108 тыс. надпороговых закупок на 394 млрд. грн.

Грустный итог:

У нас каждый месяц все больше нарушений в закупках по всем областям, а Госаудитслужба совершенно не спешит даже начать их полноценно проверять. Похоже, что изменить ситуацию может только смена главы Госадуитслужбы, Лидии Гавриловой.

Документы тут: https://1drv.ms/f/s!Au40BbHMtYfaoTucEoX1CcunvVDw

#неProZorro
******
Данная публикация была подготовлена при поддержке Европейского Союза и Центра демократии и верховенства права (проект «Усиление коалиции РПР») в рамках выполнения проекта «Контроль реформы государственных закупок в Днепропетровской и Запорожской областях», который внедряется ОО «Платформа Громадський Контроль».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.